Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир переживает своеобразный момент, отличительной чертой которого является переоценка ценностей. Стоит отметить, что подобные переоценки не являются чем-то чрезвычайным в истории человечества. Вспомним, какой бы радикальной ценностной революцией стало возникновение и распространение христианства, осветившее новую мораль и ставшее основой европейской цивилизации на многие столетия.
В целом, несмотря на известный драматизм периодов переоценки, каждый из них имел, безусловно, закономерный характер, вполне определенный исторический смысл и был отражением происходивших в мире изменений.
Сегодня в мире происходит новая аксиологическая революция, связанная с пересмотром основных ценностей жизни, с формированием нового понимания мира, человека, места человека в мире под влиянием ряда глобальных факторов, приводящих к обострению социальной конфронтации, безудержной хозяйственно-экономической гонки, которая не учитывает ограниченность ресурсов планеты и возможностей для выживания.
Таким образом, актуальность нашей работы заключается в том, чтобы изучить отражение общечеловеческих ценностей в медиапродуктах.
Объектом исследования является аксиология в медиапродуктах. Предметом исследования выступает телевизионный сериал «Бумажный дом», как отражение общечеловеческих ценностей.
Цель нашего исследования заключается в анализе испанского телесериала «Бумажный дом» в рамках аксиологических доминант.
Для выполнения заявленной цели мы планируем обратиться к решению следующих задач:
• Охарактеризовать понятие аксиологии, и её структуру и функции;
• Проанализировать общечеловеческие ценности в медиапродуктах;
• Исследовать сериал «Бумажный дом» с точки зрения выбранной темы;
• Определить наличие общечеловеческих ценностей в испанском сериале.
Теоретической базой нашего исследования послужили работы известных авторов в области журналистики, в частности Лобанова Ю. С., Прохорова Е. П., в области философии, а именно Акулова В.Л., Алексеева П.В., Губина В.Д., Бандуровского К.В., Алешина А.И., Ильина В.В., Соколова В.В., Чернявской М.Н., в области аксиологии - Барышкова В.П., Скворцовой А.В., в области массовых коммуникаций и СМИ - Кашкина, В.Б., Шпицберга А. И.
Эмпирическим материалом нашего исследования выступают все сезоны телесериала «Бумажный дом» (2017-2021гг.)
Методологической базой исследования является принцип научного описания, позволяющий интерпретировать количественные и эмпирические характеристики исследования предмета, изложить результаты исследования в тексте курсовой работы. Также использовать методы: теоретические, а именно обобщение и систематизация, общелогические, такие как сравнение и анализ, и другие – контент-анализ, метод сплошной выборки.
Структура работы обусловлена целями и задачами и включает в себя введение, две главы, каждая из которых состоит из пунктов, заключение и списки использованной литературы и источников.
В первом пункте первой главы содержится понятие аксиология, её функция и структура из литературных источников. Второй пункт посвящен выявлению общечеловеческих ценностей в медиапродуктах.
В первом пункте второй главы представлен анализ сериала «бумажный дом». Во втором пункте главы – результаты исследования аксиологических доминант на базе выбранного сериала.
Глава 1. Теоретические основания изучения аксиологии в медиакоммуникациях
1.1. Понятие аксиологии, её структура и функции
«Аксиология» (от греч. αξια – ценность) в буквальном переводе означает «слово о ценностях». Предметная область характеризуемой дисциплины довольно точно определяется этим обозначением. Аксиология является философской дисциплиной, изучающей ценностный мир человека, ценностный аспект (содержание) человеческой жизнедеятельности. Основные особенности философской дисциплины определяются структурой изучаемого ею предмета. Определение места аксиологии в структуре философского знания требует обращения к предмету аксиологического исследования и, соответственно, понимания того, что представляет собой «ценность» как центральная категория названной дисциплины.
Определение понятия «ценность» фиксирует сущностные качества той сферы действительности, которая обозначается посредством этого понятия. На его основе формируется система знаний, составляющая содержание аксиологии3, с. 65.
Возникновение самостоятельной области философских исследований, получившей название аксиологии, происходит значительно позже в связи с вычленением в понятии бытия двух элементов: реальности и ценности. В отчетливой форме подобная постановка вопроса обнаруживается только на рубеже XIX–XX веков. В это время появляются исследования, направленные на решение вопроса о том, как возможна ценность, каков ее онтологический статус, какое место она занимает в мире, в культуре, в жизни конкретного человека. Складываются разные подходы к решению этого и подобных ему вопросов. Основными из них являются натуралистический, трансцендентальный и культурно-исторический.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксиология и лингвистика: этносемиометрия ценностных смыслов: коллективная монография. – М.: ТЕЗАУРУС. – 2021. – 363 с.
2. Акулов В.Л. Философия, ее предмет, структура и место в системе наук. – М., 2011. – 199 с.
3. Алексеев П.В. История философии. - М.: Проспект, 2012. - 237 с.
4. Барышков В.П. Аксиология: учебное пособие. - Саратов: Издательский центр «"Наука», 2009. - 65 с.
5. Барышков В.П. Аксиология: учебное пособие. - Саратов: Издательский центр Наука, 2019. – 65 с.
6. Бахтин, М.М. Герой и автор в эстетической деятельности / М.М. Бахтин. – СПб.: Азбука, 2020. – 348 с.
7. Белянин, В.П. База психолингвистической диагностики. (Модели мира в литературе) / В.П. Белянин. – М.: Тривола. – 2020. – 259 с.
8. Губин В.Д., Бандуровский К.В., Алешин А.И. История мировой философии: Учебное пособие для вузов. - М.: АСТ, 2012. - 496 с.
9. Дейк, ван Т.А. Стратегия понимания связного текста / Т.А. ван Дейк // Новое в зарубежной лингвистике. – М.: Прогресс, 2019. – 323 с.
10. Издание The New York Times составило список лучших сериалов 2018 года. Дата обращения: 6 мая 2022.
11. Ильин В.В. История философии. - СПб: Питер, 2009. - 731 с.
12. Кашкин, В.Б. Введение в теорию коммуникации / В.Б. Кашкин. - М.: Флинта, 2017. - 349 c.
13. Лобанов, Ю. С. Основы журналистики. Учебное пособие / Ю.С. Лобанов. - М.: Флинта, Наука, 2019. - 184 c.
14. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики : учебник для студентов вузов/ Е. П. Прохоров. – 7-е изд., испр. и доп. — М. : Аспект Пресс, 2009. – 354 с.
15. Ржанова С.А. Отражение общечеловеческих ценностей в массмедийных текстах. – 2016 – С. 76-77.
16. Серебренникова, Е.Ф. Этносемиометрия ценностных смыслов / Е.Ф. Серебренникова. – Иркутск: ИГЛУ, 2018. – С. 9–73.
17. Скворцова А.В. Этапы становления и исторического развития аксиологической теории // Царскосельские чтения. – 2016. – №. 4. – С. 275-279.
18. Соколов В.В. От философии античности к философии нового времени. - М.: Едиториал УРСС, 2011. - 336 с.
19. Тороп, П. Тотальный перевод / П. Тороп. – Тарту: Научный поиск, 2015. – 266 с.
20. Федеральные СМИ: 2019 год. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.mlg.ru/ratings/media/federal/7130/ - Дата обращения: 12.11.2021.
21. Чернявская М.Н. Философия как стремление к искренности // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Философия. Политология. Культурология. – 2016. – Т. 2 (68). - № 3. - С. 27-34.
22. Шпицберг А. И. Влияние информационных технологий на деятельность современного общества // Молодой ученый. – 2019. – №6.2. – С. 81-83
23. "La casa de papel": La serie española que arrasa en el mundo (исп.). Дата обращения: 8 мая 2022.
24. AUDIENCIAS LA CASA DE PAPEL (исп.). formulatv.com. Дата обращения: 7 мая 2022.
25. Дьюи Дж. Педагогика и психология мышления / пер. с англ. Н. М. Никольской, под ред. Н. Д. Виноградова. М.: Издание Товарищества «Мир», 2019. 223 с